ГОБУК ВО "ВГИИК" ГОБУК ВО "ВГИИК"

53.03.03 вокальное искусство 53.05.04 музыкально-театральное искусство

53.03.03 ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

(ПРОФИЛИ «АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПЕНИЕ», «ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ»)

 

53.05.04 МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

(СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ «ИСКУССТВО ОПЕРНОГО ПЕНИЯ»)

I тур. Творческое испытание (исполнение программы)

Программа должна включать:

  • две арии — одну отечественного композитора, другую зарубежного (одна из арий должна быть с речитативом);
  • два романса — один отечественного композитора, другой зарубежного композитора;
  • одну народную песню.

Примерная программа

СОПРАНО

I вариант

  • Ш. Гуно. Ария Маргариты (с жемчугами) из оп. «Фауст¬
  • В. Моцарт. Ария Церлины «Ну, прибей меня Мазетто¬ из оп. «Дон Жуан¬
  • Дж. Пуччини. Рассказ Мими из оп. «Богема¬
  • М. Глинка. Ария Гориславы из оп. «Руслан и Людмила¬
  • Н. Римский-Корсаков. Ария Царевны-Лебедь из оп. «Сказка о царе
  • Салтане¬

II вариант

  • В. Моцарт. Речитатив и ария Сюзанны из оп. «Свадьба Фигаро¬
  • Ж. Массне. Жалоба Манон из оп. «Манон¬
  • Б. Сметана. Ария Маженки из I действия оп. «Проданная невеста¬
  • М. Глинка. Каватина Людмилы из оп. «Руслан и Людмила¬
  • Н. Римский-Корсаков. Две арии Марфы из оп. «Царская невеста¬

МЕЦЦО-СОПРАНО

I вариант

  • И. С. Бах. Ария из Кантаты № 106
  • Дж. Россини. Каватина Розины из оп. «Севильский цирюльник¬ К. Сен- Санс. Ария Далилы из оп. «Самсон и Далила¬
  • М. Глинка. Сцена и ария Вани из оп. «Иван Сусанин¬
  • Н. Римский-Корсаков. Речитатив и ария Любавы из оп. «Садко¬

II вариант

  • И. С. Бах. Ария № 4 из «Рождественской оратории¬
  • Дж. Россини. Ария Изабеллы из оп. «Итальянка в Алжире¬
  • Ж. Массне. Ария Шарлотты из оп. «Вертер¬
  • А. Даргомыжский. Две песни Лауры из оп. «Каменный гость¬
  • М. Мусоргский. Сцена гадания Марфы из оп. «Хованщина¬

ТЕНОР 

I вариант

  • В. Моцарт. Ария Тамино из оп. «Волшебная флейта¬
  • Ж. Массне. Ариозо Вертера из оп. «Вертер¬
  • С. Монюшко. Думка Ионтека из оп. «Галька¬
  • А. Даргомыжский. Каватина Князя из оп. «Русалка¬
  • М. Глинка. Песня Баяна из оп. «Руслан и Людмила¬

II вариант

  • Г. Доницетти. Романс Неморино из оп. «Любовный напиток¬
  • Н. Римский-Корсаков. Ария Собакина из оп. «Царская невеста¬
  • П. Чайковский. Ария Ленского из оп. «Евгений Онегин¬
  • П. Чайковский. Ариозо Германа из оп. «Пиковая дама¬
  • Т. Хренников. Песня Леньки из IV действия оп. «В бурю¬

БАРИТОН

I вариант

  • Г. Гендель. Dignare
  • В. Моцарт. Ария Фигаро из оп. «Свадьба Фигаро¬
  • Дж. Верди. Монолог Яго из оп. «Отелло¬
  • Р. Вагнер. Романс Вольфрама из оп. «Тангейзер¬
  • А. Бородин. Ария Князя Игоря из оп. «Князь Игорь¬
  • П. Чайковский. Ария Онегина из оп. «Евгений Онегин¬

II вариант

  • Г. Гендель. Ария Оттона из оп. «Оттон¬
  • А. Страделла. Pieta Siniore
  • Дж. Верди. Ария графа ди Луна из оп. «Трубадур¬
  • Ш. Гуно. Каватина Валентина из оп. «Фауст¬
  • Г. Рубинштейн. Романс Демона из оп. «Демон¬
  • П. Чайковский. Ариозо Мазепы из оп. «Мазепа¬

БАС

I вариант

  • Дж. Россини. Ария Базилио из оп. «Севильский цирюльник¬
  • Н. Римский-Корсаков. Песня Варяжского гостя из оп. «Садко¬
  • С. Рахманинов. Рассказ старика из оп. «Алеко¬

II вариант

  • Дж. Верди. Ария Фиеско из оп. «Симон Бокканегро¬
  • М. Мусоргский. Песня Ерошки из оп. «Борис Годунов¬
  • М. Глинка. Ария Сусанина из оп. «Иван Сусанин¬

II тур. Профессиональное испытание (сольфеджио, теория музыки)

Сольфеджио:

  • Запоминание и повторение небольшого отрывка мелодии (фразы, предложения). Пение его с названием звуков. Определение размера. Пример проигрывается 4 раза.
  • Сольфеджирование.
  • Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (Рубец А. «Одноголосное сольфеджио №№ 110, 140).
  • Слуховой анализ.

Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора.

Интервалы вне лада. Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов.

Интервалы в ладу. Все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на IV-VII и II-VI ступенях. Интервальные последовательности, включающие 5-7 интервалов. Последовательность проигрывается два раза.

Необходимо определить интервал и ступень, на которой он находится.

Аккорды вне лада. Трезвучия мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное с обращениями. Малый мажорный септаккорд с обращениями, уменьшенный септаккорд в основном виде.

Аккорды в ладу. Главные трезвучия с обращениями, побочные трезвучия в основном виде. Септаккорд V ступени с обращениями; VII ступени в основном виде. Аккордовые последовательности, включающие 6-7 аккордов.

Последовательность проигрывается два раза.

Интонационные упражнения. Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.

Музыкальная грамота

Абитуриентам предлагается выполнить практические задания устно и за фортепиано по следующим темам:

  • — Кварто-квинтовый круг тональностей;
  • — Хроматизм;
  • — Альтерация;
  • — Энгармонизм звуков и интервалов;
  • — Тональности первой степени родства;
  • — Лады народной музыки;
  • — Музыкальные термины.

Предлагается также сделать структурный и гармонический анализ музыкального текста, продемонстрировав знание понятий мотив, фраза, предложение, период, цезура, каденция.

III тур. Собеседование (коллоквиум)

Собеседование по исполняемой программе выявляет общекультурный уровень абитуриентов, их эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов развития истории музыки, литературы по специальности, музыкальной терминологии, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

Примерный круг вопросов для собеседования по специальности:

1. Собеседование по исполняемой программе — время написания произведения, стилистические особенности, исполнительские задачи, другие произведения данного автора (инструментальные, симфонические, оперные). Знание используемых в произведениях терминов.

2. Известные оперные певцы прошлого и настоящего. Назвать партии, исполненные ими.

3. Мировые вокальные школы. Их особенности и общие черты.

4. Крупнейшие мировые оперные центры и их дирижеры.

5. Оперы Россини, Моцарта, Бизе, Верди, Вагнера, Массне, Пуччини. Их последние мировые премьеры.

6. Оперы отечественных композиторов XIX–ХХ веков. Премьеры последних лет.

7. Отечественные вокальные конкурсы.

8. Современные оперные постановки Большого и Мариинского театров.

9. Отечественные поэты XIX–ХХ веков, на чьи стихи написаны романсы русскими композиторами.

10.Известные отечественные художники XIX–ХХ веков, создавшие декорации к оперным спектаклям.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта ГОБУК ВГИИК и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies b наши правила обработки персональных данных можете найти на сайте.