ГОБУК ВО "ВГИИК" ГОБУК ВО "ВГИИК"

53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство 53.05.01 Искусство концертного исполнительства

53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (профили «Фортепиано»,

«Оркестровые струнные инструменты», «Оркестровые духовые и ударные Инструменты», «Баян, струнные щипковые инструменты»)

53.05.01 Искусство концертного исполнительства (специализации «Фортепиано», «Концертные струнные инструменты»,

«Концертные духовые и ударные инструменты»,  «Концертные народные Инструменты»)

I тур. Творческое испытание (исполнение программы)

Фортепиано

- одно полифоническое произведение в оригинале (И.С. Бах, ХТК 1,2 т.; 24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича; прелюдии и фуги русских композиторов и т.п.);

- 1 или 2 и 3 части классической сонаты или вариации; произведение по выбору абитуриента; один виртуозный этюд.

Общая продолжительность программы – 30-40 минут.

Скрипка

- И.С.Бах – две части из сонат или партит для скрипки соло (одна – медленная, другая – подвижная);

- произведение крупной формы значительной сложности (исключая авторов эпохи барокко): концерты Ф. Мендельсона, К.Сен-Санса, А. Вьетана, Н. Паганини, П.Чайковского, 

А. Глазунова, С. Прокофьева, А. Хачатуряна и др. (в многочисленных циклах исполняется 1 или 2 и 3 части), либо равное по значению произведение – например: Э. Лало. «Испанская симфония¬;

- произведение малой формы виртуозного характера;

- один этюд значительной сложности (Ф.Крейцера, П.Роде, П.Гавинье, Я.Донта ор.35, Г.Венявского, Н.Паганини, К.Мостраса и др.);

- гамму трех-или четырехоктавную, двойными нотами в терцию, сексту, октаву (двумя видами аппликатуры), дециму;

- 8 видов арпеджио.

Альт

- И.С. Бах – две части из сюиты для виолончели соло или две части из партит или сонат для скрипки соло в переложении для альта. Вместо указанных сочинений могут быть исполнены две части одной из трех сюит М.Регера;

- Произведение крупной формы (1 или 2 и 3 части). Например: концерты Ф. Хофмейстера, Я. Вангала, К. Стамица, Г. Генделя, П. Хиндемита, Б. Бартока;

- Произведение малой формы;

- Этюд. Например: Кампаньоли, И.Палашко (соч. 36 и соч.37), Ф.Хофмейстера, М.Териана;

- Трехоктавную гамму + 8 видов арпеджио, двойные ноты: терции, сексты, октавы.

Виолончель

- Два этюда (один – на технику правой руки, второй – на технику левой);

- Две части из сюит для виолончели соло И.С. Баха;

- Одно произведение малой формы;

- 1 или 2-3 части концерта или сонату (П.Локателли, Д.Валентини, Ф.Шуберта, Л.Боккерини, Ф.Франкера, К.Тессарини).

Кроме того, поступающий должен уметь играть все виды гамм, арпеджио (гаммы четырехоктавные, двойными нотами – в терцию, сексту, октаву, трезвучия и их обращения, доминантсептаккорд с обращениями, уменьшенный септаккорд).

Контрабас

- Двух - и трехоктавные гаммы (в том числе и хроматические), арпеджио с обращениями;

- два этюда разного характера. 1 или 2 и 3 части концерта либо сонаты.

Например: концерты Э.Шторха, Ф.Семандля, В.Пихля, В.Штейна, сонаты Б.Марчелло, А.Ариости, А.Корелли и т.п.

- Одно произведение малой формы.

Труба

- произведение крупной формы или два произведения малой формы, одно из которых виртуозного характера (исполнение программы возможно с аккомпанементом фортепиано);

- гаммы и аккорды (все гаммы включительно, аккорды - тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре);

- этюды (первый подготовленный абитуриентом заранее - наизусть, исполнение возможно с аккомпанементом фортепиано, второй предложенный комиссией - по нотам).

Сборники этюдов: В.Вурм, В.Брандт, О.Бёме.

Произведения: концерты А.Гедике, С.Василенко, А.Пахмутовой, О.Бёме, В.Пескина, И.Гайдна и т.д.

Валторна

- произведение крупной формы или два произведения малой формы, одно из которых виртуозного характера (исполнение программы возможно с аккомпанементом фортепиано);

- гаммы и аккорды (все гаммы включительно, аккорды - тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре);

- этюды (первый подготовленный абитуриентом заранее - наизусть, исполнение возможно с аккомпанементом фортепиано, второй предложенный комиссией - по нотам).

Сборники этюдов: К.Копраш, К.Клинг, Ж.Ф.Гале. Произведения: концерты Й.Гайдна, В.Моцарта, Р.Штрауса; сонаты Л.Бетховена, Г.Генделя, А.Керубини; концерты Р.Глиэра и др.

Тромбон

- произведение крупной формы или два произведения малой формы, одно из которых виртуозного характера (исполнение программы возможно с аккомпанементом фортепиано);

- гаммы и аккорды (все гаммы включительно, аккорды - тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре);

- этюды (первый подготовленный абитуриентом заранее - наизусть, исполнение возможно с аккомпанементом фортепиано, второй предложенный комиссией - по нотам).

Сборники этюдов: В. Блажевич - «Школа игры на тромбоне» или «Школа игры на трубе» (раздел «Этюды»). Этюды зарубежных авторов под ред. Н.Г. Филиппова.

Произведения: концерты В. Блажевича, концертино Д.Давида; Б.Марчелло – соната, Н.Римский-Корсаков – концерт, А.Нестеров – концерт, К.Сен-Санс – каватина и др.

Туба

- произведение крупной формы или два произведения малой формы, одно из которых виртуозного характера (исполнение программы возможно с аккомпанементом фортепиано);

- гаммы и аккорды (все гаммы включительно, аккорды - тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре);

- этюды (первый подготовленный абитуриентом заранее - наизусть, исполнение возможно с аккомпанементом фортепиано, второй предложенный комиссией - по нотам).

Сборники этюдов: В.Блажевича, Б.Григорьева, С.Копраш, С.Васильева.

Произведения: концерты А.Нестерова, Я.Куцира, В.Уильямса, Д.Убера, В.Струкова, О.Шмидта, В.Блажевича, Б.Гуммеля, Ю.Якобсона.

Флейта

- произведение крупной формы или два произведения малой формы, одно из которых виртуозного характера (исполнение программы возможно с аккомпанементом фортепиано);

- гаммы и аккорды (все гаммы включительно, аккорды - тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре);

- этюды (первый подготовленный абитуриентом заранее - наизусть, исполнение возможно с аккомпанементом фортепиано, второй предложенный комиссией - по нотам).

Сборники этюдов: Э.Келлер 12 этюдов, 1 и 2 тетради. Платонов В.

24 этюда. Ф.Томашевский 4-я тетрадь.

Этюды Я.Ягунина и В.Цыбина и др. этюды соответствующей трудности.

Произведения: И.С. Бах - Сонаты №4, 17.

Концерты: Й.Гайдна, В.Моцарта, В.Цыбина; Концертные аллегро №1, 2, 3 и др.

Концерт до мажор И.Плейеля; Концерт си минор Б.Ромберга.

Гобой

- произведение крупной формы или два произведения малой формы, одно из которых виртуозного характера (исполнение программы возможно с аккомпанементом фортепиано);

- гаммы и аккорды (все гаммы включительно, аккорды - тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре);

- этюды (первый подготовленный абитуриентом заранее - наизусть, исполнение возможно с аккомпанементом фортепиано, второй предложенный комиссией - по нотам).

Сборники этюдов: Ф.Ферлинг – 48 этюдов, К.Милле – 15 этюдов. Этюды И.Пушечникова, И.Люфта, Н.Назарова и др.

Произведения: Концерты Й.Гайдна, В.Моцарта, Г.Генделя, сонаты Г.Телемана, современные произведения отечественных и зарубежных композиторов.

Кларнет

- произведение крупной формы или два произведения малой формы, одно из которых виртуозного характера (исполнение программы возможно с аккомпанементом фортепиано);

- гаммы и аккорды (все гаммы включительно, аккорды - тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре);

- этюды (первый подготовленный абитуриентом заранее - наизусть, исполнение возможно с аккомпанементом фортепиано, второй предложенный комиссией - по нотам).

Поступающий должен показать знание всех мажорных и минорных гамм (без терций).

Этюды: сборник этюдов для музыкальных училищ под ред. В.В.Петрова; 26 этюдов А.Крепша; 1 и 2 концерты и «Большой концертный дуэт для кларнета и ф-но¬ К.М.Вебера и др.

Фагот

- произведение крупной формы или два произведения малой формы, одно из которых виртуозного характера (исполнение программы возможно с аккомпанементом фортепиано);

- гаммы и аккорды (все гаммы включительно, аккорды - тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре);

- этюды (первый подготовленный абитуриентом заранее - наизусть, исполнение возможно с аккомпанементом фортепиано, второй предложенный комиссией - по нотам).

Сборники этюдов: Ю.Вайсендорна, А.Богданова.

Произведения: К.М.Вебер – концерт, Б.Дварионас – тема с вариациями, В.А.Моцарт – концерт, Л. Баланчивадзе – концертино и др.

Ударные инструменты

Малый барабан:

- тремоло в различных динамических комбинациях: «двойка¬, в разных нюансах, с ускорением темпа, с переходом к дроби, с возвращением к первоначальному движению;

- один этюд, например: В.Осейчук - Ритмические этюды.

Прочитать с листа ритмические этюды с употреблением синкоп, пауз и других сложных фигур, уметь использовать различные нюансы.

Литавры

- одиночные удары в различных ритмических фигурах с переходом на другую литавру, с ускорением и замедлением, тремоло от пианиссимо до фортиссимо и другие нюансы;

- ритмический этюд, например: Б.Осадчук – Ритмические этюды, оркестровые записки, прочитать с листа ритмические комбинации.

Кроме того, поступающий должен уметь настраивать и перестраивать литавры.

Ксилофон, Маримбофон

- один этюд наизусть, например: Н.Платонов – 30 этюдов для флейты, В.Купинский – «Школа игры на ксилофоне»;

- одну или две части концерта или сонаты, или две пьесы виртуозного характера в сопровождении фортепиано. Например: И.С.Бах - Концерт для скрипки ми мажор, В.Моцарт - Концерт для скрипки; П.Чайковский - Русский танец; П.Чайковский - Вальс-скерцо.

Баян, аккордеон

- полифоническое произведение;

- циклическое произведение: соната, сюита, концерт, вариационный цикл;

- пьесу кантиленного характера;

- виртуозное произведение.

Программа должна содержать как оригинальные произведения, так и переложения.

Примерные программы:

1. И.С.Бах - Прелюдия и фуга ре мажор (1 том ХТК). Вл. Золотарев Соната №2. В.Семенов - «Калина красная¬. А.Холминов - Скерцо.

2. Д.Шостакович - Прелюдия и фуга ми минор. В.А.Моцарт - Соната №13 си - бемоль мажор. А.Репников - Каприччио. А.Тимошенко - «Я на камушке сижу¬.

3. И.С.Бах - Прелюдия и фуга до минор (1 т. ХТК). А.Бородин - Ноктюрн.

В.Зубицкий - Карпатская сюита. Е.Дербенком - Токката.

4. И.С.Бах - Маленькая прелюдия и фуга ре минор. Н.Паганини - Вечное движение.

А.Кусяков - Соната № 2. С.Прокофьев - Пушкинский вальс. А.Хачатурян - Токката.

Домра

- произведение без аккомпанемента;

- циклическое произведение: концерт, соната, сюита (не менее трех частей);

- произведение западноевропейской или русской классики, написанное до середины ХХ века.

Примерные программы:

1. А.Цыганков - Каприс №1 в романтическом стиле. Б.Кравченко - Концерт. Г.Венявский - Романс из концерта для скрипки.

2. А.Цыганков - Каприс №3 для домры соло. Ю.Зарицкий - Концерт для домры. П.Сарасате - Цапатеадо.

3. В.Круглов - Уральская плясовая. Ю.Шишаков - Русская рапсодия. Н.Римский – Корсаков - Полет шмеля.

Балалайка

- произведение без аккомпанемента;

- циклическое произведение: концерт, соната, сюита (не менее трех частей); произведение западноевропейской или русской классики, написанное до середины ХХ века.

Примерные программы:

1. П.Нечепоренко - Вариации на тему Паганини. Ю.Шишаков - Концерт для балалайки с оркестром. Ф.Обер - Жига.

2. М.Цайгер - Фантазия на тему русской народной песни "Сронила колечко". С. Василенко - Романс, Токката и Мексиканская серенада из сюиты для балалайки. К.Дакен - Кукушка.

3. Ю. Шишаков - Обработка русской народной песни "Я на камушке сижу". А. Гречанинов - Соната для балалайки. Д.Скарлатти - Соната до мажор.

Гитара

- полифоническое произведение;

- циклическое произведение: соната, вариационный цикл, сюита (не менее трех частей), кроме концертов с аккомпанементом - произведение западноевропейской или русской классики, написанное до середины ХХ века.

Примерные программы:

Полифония: И.С.Бах - Фуга из сонаты №1 для скрипки соло. И.С.Бах -

Прелюдия из сюиты №3 для лютни. И.С.Бах - Прелюдия из сюиты №4 для лютни.

И.Рехин - Прелюдия и фуга.

Произведение западноевропейской или русской классики: Ф.Сор - Вариации на тему из оперы Моцарта «Волшебная флейта¬. 

М.Джулиани - Вариации на тему Генделя. 

Л.Леньяни - Фантазия. М.Высотский - Вариации на тему русской народной песни "Пряха".

Циклическое произведение: М.Джулиани - Соната до мажор ор.15.

Ф.Морено-Торроба - Сюита "Ламанчские напевы". Ф.Таррега - Венецианский карнавал. И.Рехин - Соната.

II тур. Профессиональное испытание (сольфеджио, гармония)

Сольфеджио:

- прослушать, запомнить и спеть нотами предложенную экзаменатором мелодию (не более 8 тактов), содержащую альтерацию, хроматизмы, триоли, пунктирные ритмические фигуры; количество проигрываний 3-4.

- спеть с листа одноголосный пример,

- определить на слух: простые диатонические интервалы;

- аккорды (трезвучия и их обращения, септаккорды V7, VII7 малый и уменьшенный) от звука и в тональности.

- определить на слух модуляцию в тональность диатонического родства;

Гармония:

- сделать гармонический анализ музыкального фрагмента (определение отклонений и модуляций в тональности 1 степени родства, структуры аккордов и

функциональных оборотов);

- сыграть модуляционное построение в форме периода в тональность I степени родства из мажорных и минорных тональностей до 3-х знаков в ключе.

III тур. Собеседование (коллоквиум)

Коллоквиум выявляет общекультурный уровень знаний абитуриентов, их эрудицию в области музыкального и других видов искусств, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыкального исполнительства, знание литературы по своей специальности, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений, знание биографических данных и особенностей творчества их авторов.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта ГОБУК ВГИИК и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies b наши правила обработки персональных данных можете найти на сайте.